Новые
Майк Моссесян и Ваагн Айрапетян в клубе Меццо
Ava Trio в клубе Алексея Козлова
ПРОЕКТ ДЖАЗ И ГЮМРИ: ТРИО ЛЕВОНА МАЛХАСЯНА
|
КАТУНЕР в Перми Начнём издалека. В 2003 году в Перми был учреждён Международный фестиваль "Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж", который имеет своей целью поддержание и развитие традиций выдающегося импресарио и пропагандиста русской культуры Сергея Дягилева. Почему именно в Перми? Потому, что Пермь – город, в котором прошло детство Дягилева, в котором находится единственный в мире дом-музей легендарного импресарио. Здание Пермского оперного театра было сооружено благодаря значительной финансовой поддержке семьи Дягилевых. Пермь, Петербург и Париж - именно эти три города, обозначенные в названии фестиваля, сыграли в судьбе Дягилева особую роль и стали этапами в его восхождении к вершинам мировой славы. И конечно, совсем не случайно, что именно Пермский академический театр оперы и балета им. П. Чайковского выступил инициатором создания и проведения первого дягилевского фестиваля в России шесть лет тому назад. Художественным руководителем фестиваля является художественный руководитель Пермского театра оперы и балета – Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии России, лауреат Премии им. Ф. Волкова Георгий Исаакян. Отличительная особенность пермского фестиваля заключается не только в месте проведения, но и в его мультижанровом характере. Многообразная деятельность Сергея Дягилева, связанная с оперно-балетным театром, музыкой, изобразительным искусством, издательским делом, является некой структурной моделью фестиваля и реализуется как комплекс художественных событий и научно-исследовательских симпозиумов. Ваагн Айрапетян. Фото Владимира Герасимова Фестивали прошлых лет проходили с участием большого количества российских и западных мастеров сцены, творческих коллективов, видных исследователей искусства и критиков. В работе фестиваля принимали участие и были его почетными гостями выдающиеся деятели мировой культуры: Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Родион Щедрин, Белла Ахмадулина, Борис Мессерер, Денис Мацуев, Павел Нерсесьян, прима-балерина Парижской Национальной Оперы Клэрмари Оста, президент ассоциации Opera Europa британец Николас Пейн, почетный президент Совета Танца при ЮНЕСКО представитель Франции Милорад Мискович (Франция)... В этом году программа фестиваля включала в себя торжественное открытие, посвящённое столетию Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже, с участием солистов балета Большого театра России; мировые премьеры опер – специально написанной по заказу театра оперы «Один день Ивана Денисовича» А. Чайковского по повести А. Солженицына, а также оперы «Христос» А. Рубинштейна, которая впервые увидела свет рампы на сцене Пермского театра; вечер современной хореографии, в котором приняли участие труппы из Испании и Эстонии. В балете «Жизель» и в заключительном гала-концерте выступили звёзды балета Парижской Оперы и ведущие танцовщики и балерины Мариинского театра. В рамках фестиваля прошел международный симпозиум VIII Дягилевские чтения и единственный в России конкурс на лучший продюсерский проект в сфере искусства и культуры. Норайр Карташян. Фото Владимира Герасимова Фестиваль года нынешнего собрал представителей 14 стран. В течение 9 дней мая прошло 55 мероприятий. На фестиваль приехало более 200 гостей, и в нем приняло участие 250 местных исполнителей. Мероприятия проходили на 13 площадках города и длились в общей сложности около 100 часов. События фестиваля посетили более 15000 зрителей. Ну, и наконец, мы подошли к самому интересному. Дело в том, что среди этого пиршества классической музыки и драматургии, невероятно ярко блеснули наши «Коты» - септет «Катунер» п\у Ваагна Айрапетяна. На сей раз организаторы решили включить в программу фестиваля и экзотику – вечер «Джаз+Этно». Программа эта была реализованна при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в России и Министерства культуры Республики Армения. Были приглашены хорошо известный ереванцам джазовый пианист из Нидерландов Майк дель Ферро, синтезирующий в своем творчестве джаз и оперу, колоритный Андрей Монгуш, мастер горлового пения и народных инструментов из Республики Тыва, «Песенная артель» - вокальная фольклорно – этнографическая студия, изучающая традиционную культуру Прикамья, и наши «Катунер». Причем, следует отметить, что наши выступили два раза в течение фестивальной недели – в названной программе, которая проходила в Органном концертном зале, а также и на закрытии фестиваля. Выступления «Катунер» вызвали большой резонанс в местной прессе и среди участников и гостей фестиваля. Об их выступлении написали многие российские интернет издания. Майк Де Ферро и Андрей Монгуш. Фото Владимира Герасимова Вот как описала это событие газета «Пермская афиша»: «20 мая в зале пермской филармонии состоялся концерт-встреча и взаимопроникновение этнической музыки и джаза. Народный хоомейжи Андрей Монгуш, музыканты этно-джаз ансамбля «Катунер», пианист Майк дель Ферро и фольклорно-этнографическая «Песенная артель» искали и находили точки музыкальных соответствий, создавая весьма специфичное поле звуковых гармоний. В первой части концерта в общем фоновом звучании игра на национальных инструментах и горловое пение Монгуша сплелись с джазовыми импровизациями на рояле Майка дель Ферро, а чуть позднее к ним присоединился завораживающий дудук Норайра Карташяна, участника ансамбля «Катунер». Всю вторую часть концерта составили музыкальные композиции в исполнении ансамбля «Катунер». Ну, а настоящим сюрпризом для слушателей стала третья часть, не заявленная в программе, подготовленная спонтанно: народные песни в исполнении участников «Песенной артели» (ими же и собранные в разные годы в фольклорных экспедициях) в джазовых обработках Майка дель Ферро. К этому неожиданному ансамблю не смогли не подключиться и другие участники концерта — Андрей Монгуш, Ваагн Айрапетян и его музыканты. Живая встреча музыкальных культур состоялась, они попытались понять друг друга...». В своем интервью местной прессе Георгий Исаакян, худрук театра и фестиваля, сравнил «Картунер» с югославским «Свадебно-похоронным оркестром» Горана Бреговича. И сравнение того стоило – мастерски созданный коктейль из мелодий и звуков никого не заставил в этом усомниться. После сольного выступления армянского коллектива Исаакян признался: «Я рад, что у меня есть такой друг, а в прошлом одноклассник Ваагн Айрапетян. И что смог приехать к нам». Катунер. Фото Владимира Герасимова Именно уличным концертом «Катунер» в сквере театра оперы и балета , под аккомпанемент фейерверка и народного гуляния должен был завершится фестиваль. Но в планы организаторов вмешалась погода и концерт был перенесен в фойе зала. Ребята вернулись очень довольными поездкой – себя хорошо показали, с интересными людьми познакомились, с хорошими музыкантами поиграли, да и незнакомые края посмотрели. А главное, в очередной раз доказали, что искусство Армении живет не только своими прошлыми заслугами. P.S. Пианист Майк дель Ферро в свой прошлый приезд поначалу разговаривал с нашими музыкантами с позиции «старшего брата». После совместных выступлений у него эта спесь пропала. На сей раз, встретившись с участниками «Катунер», он сразу же вспомнив наших ребят, уже вел себя по другому... Армен Манукян
Связанные материалы:
|
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
|
|