Их презентация длилась почти неделю. Наверное, продлилась бы и дольше, так как количество желающих попасть на концерт-презентацию не уменьшалось, а наоборот, с каждым днем становилось все увеличивалось и увеличивалось. Наверное, они бы еще играли, если бы лидеру команды, пианисту и композитору Ваагну Айрапетяну не надо было бы улетать в Дубай. Речь о большой музыкальной акции, имевшей место в клубе «12» в конце октября-начале ноября.
Продолжая свою деятельность в вопросе популяризации армянского джаза и в рамках нашего Большого юбилея этого жанра искусства, компания ШАРМ-Холдинг выпустила еще один диск своей подарочной серии – «70 лет армянскому джазу» с записью композиций в исполнении группы «Катунер». Так вот этот диск и презентовался на протяжении целой недели. Причем, не просто «банкет-поцелуи-фотография на память», а в виде полноценного концерта. Там же можно было приобрести диск, пообщаться с музыкантами, получить их автограф на альбоме. Была и еще одна интересная деталь – насколько я знаю, впервые в истории армянской современной музыки, концерт-презентация транслировался по всемирной паутине и любой человек, имеющий выход в интернет мог сидя у себя дома в кресле смотреть и слушать весь концерт в режиме он-лайн.
Презентации предшествовала пресс-конференция, на которой музыканты отвечали на вопросы, рассказывали о своей очередной работе, обозначали направления дальнейшего своего развития. Итак, выяснилось, что, во-первых, все композиции написаны самими музыкантами. Во-вторых, название альбома «Красное солнце» связано с красотой восходов и закатов солнца над Севаном, где так любят отдыхать участники группы. В-третьих, и это самое было неожиданное для журналистов, это то, что сами музыканты свой диск джазовым абсолютно не считают. И действительно на диске 8 композиций и лишь первые 2-3 имеют джазовый «внешний вид». А вот остальные... Одна – почти классическое произведение, другая – фолк, еще одна – в стиле уорлд мьюзик... Словом, на любой вкус. Благо, состав музыкантов, владение ими современным инструментарием, высшее музыкальное образование позволяет играть произведения практически любого жанра.
Год у «Катунер» выдался на удивление плодотворным и удачным. Они участвовали во всех мыслимых культурных событиях республики, различных презентациях, фестивалях, торжественных мероприятиях. Выезжали за пределы республики. Из последних поездок – выступление на фестивале «Джаз-пароход» в Санкт-Петербурге и сольный концерт в Калининградской филармонии. И вот, в качестве своеобразного отчета перед своими поклонниками (а их очень и очень не мало сейчас) за прошедший период ребята отыграли 5 концертов подряд при битком набитом зале.
Сегодня «Катунер» наш ведущий коллектив этого жанра. По стилистике произведений (она в отличии от, скажем, другого замечательного коллектива, Time Report, полистилична). По энергетике (тот же «Time Report» более аккуратный, что ли, более камерный). По разнообразию и широте охвата музыкального материала. И наконец, по эмоциональности. Каждое произведение – студийная запись или живое выступление это какой-то сгусток энергии, взрыв, извержение вулкана... После концерта на ребятах можно рубашки выжимать.....
Конечно, у нас есть еще и Armenian Navy Band, с которым сегодня трудно соперничать какому-либо коллективу, но он, к сожалению, постепенно превратился в некий символ, икону, визитную карточку. Я имею ввиду, то, что армянский слушатель видит и слышит его не часто. Он все больше по заграницам блистает. Концерт этим летом в парке Национального собрания – приятное исключение. Так, что этот супер-ансамбль, наверное, просто не надо рассматривать в качестве нашего действующего музыкального коллектива. Люди со стажем помнят, что так было с ансамблем Моисеева, ансамблем «Березка».... Этакая матрешка, балалайка, обсидиановый хачкар с вернисажа....
Но давайте вернемся, собственно, к презентации. Итак, концертная серия длиной в неделю показала, что коллектив этот (кстати, из септета он превратился в октет, но об этом чуть ниже) продемонстрировала огромную популярность среди молодых и взрослых ереванцев. Практически все композиции ансамбля слушатели знали и узнавали с первых же тактов. Зал подпевал ансамблю, кое-кто даже пытался танцевать под их мелодии. А они у них прекрасные. Чего стоят весьма энергичный «Бзес» или красивейшая мелодия-посвящение Каро Айрапетяну, написанная его сыном, руководителем ансамбля. Ребята играли в основном материал со второго диска, лишь изредка разбавляя его ставшими весьма популярными композициями с первого. Кстати, как выяснилось, мелодии эти имеют и некую целебную силу. Оказывается под одну из тем октета, в лечебницах для умственно отсталых детей, юные пациенты, начинают оживать и проявлять признаки активной нормальной деятельности. Ну, а то, что под их «Колыбельную» с удовольствием засыпают чуть ли не все дети города – это факт, проверенный лично автором!
Звучание ансамбля за последний период слегка поменялось. Во-первых, произошла замена саксофониста – вместо Давида Налчаджяна в составе теперь Артур Григорян, тот самый, который съездил в этом году на стажировку в Беркли. А Артур гораздо изобретательнее в музыке и жестче в звуке. С его приходом духовая группа заиграла живее и напористее. Кроме того, в состав вошел гитарист из Бостона Шахан Нерсисян. Его история сама по себе достаточно любопытна. Парень этот переехал из Ливана в Америку. Учился в Беркли. Приехал в Армению разок, обалдел от увиденного и теперь вот вернулся в качестве волонтера обучать местных детишек премудростям компьютерной техники. Ну, а потом встретившись с «Котами», получил предложение встать с ними на сцене рядом. А его гитара привнесла больше рокового, джаз-рокового звучания в музыку ансамбля. Их многолетнего товарища и постоянного участника группы тромбониста Ашота Арутюняна заменил Давид Минасян, который больше склонен к модерновому звучанию и приемам игры. И вообще, все стало еще сложнее и «ударнее». Энергия бьет через край, эмоции выплескиваются, положительные эмоции накрывают с головой.
Ребята играют с душой, с полной самоотдачей и очень технично. Арман Джалалян, ударник, не просто четко выбивает ритм, он играет на барабанах в прямом смысле этого слова. Вместе с Артемом Манукяном, они на сегодняшний день, наверное, самая лучшая ритм-секция в нашем джазе и джаз-роке. А еще Артем великолепно играет на виолончели (это именно его соло звучит в «Колыбельной» и именно его рисованный кошачий образ мы видим в фантастическом клипе на эту тему Давида Саакянца). Духовая группа – Тигран Сучян (труба), Давид Минасян (тромбон) и Артур Григорян – по мощи своего звучания может уже запросто сравниться со своими известными западными коллегами, такими как духовики групп «Чикаго» или «Кровь, Пот и Слезы». Про Ваагна Айрапетяна говорить я здесь не буду. Это человек, который играет все, в любом стиле и в любой манере. Музыкант, искусству которого поражаются все, кто его слышит. Даже у западных звезд отваливается челюсть и они поднимают руки, когда вступают с ним в музыкальную схватку. Но есть еще в группе и секретное оружие – мультиинструменталист Норайр Карташян. Он играет на всех видах фольклорных духовых инструментах, на многих фольклорных перкуссионных инструментах и пишет замечательную музыку. Этим летом он получил персональное приглашение в Ростов на большой международный фестиваль и должен был там играть в составе большого интернационального биг-бэнда, представляя музыку Армении. Но что-то там в нашей мэрии не срослось и возможность была упущена. А ростовские организаторы до последнего дня звонили, писали, ждали...
Каждый вечерний концерт проходил с аншлагом, в зале яблоку негде было упасть – люди стояли в проходах, сидели по двое на стуле. Заканчивались концерты далеко за полночь бурными овациями. Музыканты доказали, что они если не самые лучшие, то одни из лучших, уж это точно.
Чтобы закончить. На пресс-конференции ребята заверили, что у них уже готов материал для третьего полноценного альбома, к записи которого они готовы приступить в любую минуту, если кто-то возьмется поддержать их в этом вопросе и издать диск. Вы таких людей или компаний не знаете, случайно?
P.S. В эти же дни пришла информация о том, что в начале будущего года группу «Катунер» ждут в трех городах Франции с сольными концертами.
Армен Манукян
Связанные материалы:
Клип «Oror» «Катунера»
КАТУНЕР в Перми
Ваагн Айрапетян и «Катунер»
Интервью С Ваагном Айрапетяном