Новые
Майк Моссесян и Ваагн Айрапетян в клубе Меццо
Ava Trio в клубе Алексея Козлова
ПРОЕКТ ДЖАЗ И ГЮМРИ: ТРИО ЛЕВОНА МАЛХАСЯНА
|
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПИРШЕСТВО ОТ ТИГРАНА АМАСЯНА Этого концерта ереванские любители джаза ждали давно. Как минимум с 2008 года, с года празднования юбилея нашего джаза. Но тогда по каким-то неведомым мне причинам концерт не состоялся. Потом Тигран Амасян был занят своими зарубежными гастролями, и вот наконец совместными усилиями организации "Армянский джаз-70", Министерства культуры и при содействии Посольства США в Армении мы увидели эту звезду современного джаза воочию. Представьте себе трех музыкантов чуть моложе среднего возраста, без каких-либо намеков на звездность, нарочитую небрежность и демонстрацию собственной значимости в духе "сейчас мы вам покажем". Прибавьте совсем молоденькую девушку, больше похожую на студентку-филолога, с милой и застенчивой улыбкой и, наконец, самого Тиграна, 22-летнего виртуоза с еще менее пафосной внешностью и манерами, и вы получите группу Aratta Rebirth. Биография Тиграна Амасяна достаточно обычна ... для любого вундеркинда. С трех лет недетский интерес к серьезной музыке, еще через пару лет - демонстрация ярких недетских музыкальных способностей, в десять лет выступление на взрослом джаз-фестивале, а в двенадцать - музицирование для колосса мирового джаза Чика Кориа. Уже тогда мэтр был поражен талантом гюмрийского мальчика и предсказал ему большое будущее. Предсказание скоро сбылось. Еще в тинэйджерском возрасте Тигран получил возможность учиться на Западе, а еще через пару лет завоевал право выступать на престижных сценах всего мира со своей собственной программой. Награды различных музыкальных конкурсов сыпались на него, как из рога изобилия. Но кульминация наступила в 2006 году, когда он выиграл, наверное, самый значимый в мире для джазовых пианистов конкурс - имени Телониуса Монка. В жюри сидели многие суперзвезды джаза, а возглавлял его еще один гигант современной импровизационной музыки пианист Хэрби Хэнкок. После этой победы перед Тиграном открылись все двери в мировом джазе. Он желанный гость на крупных фестивалях, записывает сольные альбомы (их у него уже три), выступает по всему миру. И вот наконец первое официальное выступление на Родине. Как ни странно, но зал был заполнен не полностью. Это действительно непонятно, так как разговоры о концерте в городе шли давно. Зато в зале было много представителей официоза, артистической среды, но еще больше истинных ценителей джаза, которые своей энергетикой подпитывали музыкантов и аплодировали за пятерых. Так что с атмосферой и восприятием все было нормально. Фото с сайта Тиграна Амасяна Тигран Амасян и его квартет показали программу, состоящую из номеров, записанных в его последнем альбоме Red Hail, выпущенном на французском лейбле Plus Loin Muisc, а также представил парочку совсем новых композиций, которые, как признался сам солист, еще даже не имеют названия, так как были сочинены им буквально неделю назад. Ударные, бас, саксофон, женский вокал и фортепиано - казалось бы, традиционный инструментарий для традиционного джазового концерта. Но тут все было иначе. Как выяснилось, вполне обычным составом можно играть совсем не обычную музыку. Начнем с того, что вокалистка Арени Агбабян не пела в традиционном смысле этого слова. Это были песни без слов, вокализы в унисон с саксофоном, мелодическое окрашивание основной темы. Вроде незаметно, неброско, но очень нежно и красиво. Лишь один раз она спела в прямом смысле слова нежную красивую армянскую песню под аккомпанемент рояля Тиграна Амасяна, продемонстрировав, что она может не только подпевать. С инструменталистами все оказалось сложнее. Не производя никакого "джазового" впечатления, играя неброско, как-то минималистски, они в то же время вдруг взрывались ровно там, где нужно и насколько нужно. Самым оригинальным в этом плане оказался ударник Нейт Вуд. Он подыгрывал, держал ритм и особо не выделялся. Но где-то с середины концерта в парочке композиций он разражался бешеным соло, да и по ходу пьес демонстрировал такую технику и энергетику, что их хватало на несколько других последующих композиций. Басист Сэм Мине, казалось, играл незаметно, неярко. Тем не менее именно на него ложилась большая ответственность за поддержание всей темы, так как Тигран часто "уходил в сторону" и именно Мине оставался тем гармонически цементирующим элементом всего коллектива и конкретной композиции. Саксофонист Бен Уэндел тоже не выделялся до поры до времени. Но когда в нескольких композициях он начал выдавать соло, то казалось, что он попросту сдует сидящих в первых рядах. Техника и напор - главные козыри этого музыканта. Ну а Тигран... Тигран буквально блистал за роялем. Я, конечно, слушал все три его сольных альбома, был на его концертах в прошлом году. Но в отличие от прошлогодних выступлений на этот раз он показал себя и как лиричный пианист, и как замечательный композитор. В концерте прозвучали обработки Амасяна песен Комитаса, армянских народных мелодий, ну и, естественно, сочинения самого лидера группы, каждое с большим привкусом армянского фольклора. Все одинаково мелодичные и красивые, яркие и эффектные. Сложные, многоуровневые ритмические конструкции, непредсказуемые гармонические комбинации, виртуозные импровизации. Роскошное блюдо на концертном "столе" для знатока, ценителя и просто любителя современного импровизационного искусства. И его на этом пиршестве было более чем достаточно. Итак, внешне спокойные, мягкие, лиричные музыканты поначалу представляли такие же, не предвещавшие никаких потрясений музыкальные номера. Но вот к середине композиции пружина музыкального повествования начинала раскручиваться, набирать скорость, энергия начинала бить через край, все начинало бурлить, доходило до точки кипения - и вот уже не узнать ни скромных музыкантов, ни их мягкой вкрадчивой манеры исполнения. Огонь, вулкан, шторм, буря... внезапно вновь уходящая подспуд. Так несколько раз за вечер музыканты поднимали градус выступления до верхних точек кипения, а затем вновь опускали слушателей в царство эйфории, релакса и напускного восточного спокойствия. Словом, если пользоваться западной терминологией, то это было действительно шоу - со своей режиссурой, концепцией, четким построением, некой интригой, а не просто концерт. Зал провожал каждую пьесу громовыми аплодисментами и криками "браво!", ну а в конце устроил музыкантам стоячую овацию, заставив-таки их выйти не только на поклон, но и сыграть еще одну мощную композицию на "бис". Фото Andre Liedet Aratta - по убеждению многих историков - название страны, располагавшейся на Армянском нагорье в далеком-далеком прошлом. Если принять эту версию, то можно понять, что, называя свой ансамбль так, Тигран Амасян имел в виду идею возрождения Родины. И если за экономическое и все остальные стороны дела отвечать сейчас достаточно трудно, то в области джаза возрождение нас ожидает - это точно. Впрочем, ниже среднего уровня у нас никогда и не наблюдалось. Так что правильнее будет говорить о подъеме на следующую ступень мастерства, общем подъеме нашей джазовой культуры с помощью таких вот молодых талантливейших музыкантов, при поддержке среднего возрастного звена джазменов, которых у нас более чем достаточно, ну и, конечно, с ценными советами отцов-основателей этого жанра у нас в Армении. Второй концерт Тигран Амасян и его Aratta Rebirth отыграли в родном городе пианиста Гюмри. А как же иначе - ведь Тигран бывает на Родине не часто и не показать, чего он добился за годы отсутствия, он просто не мог. До новых встреч, Тигран! Успехов тебе - нам на радость! Армен Манукян
Связанные материалы:
|
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
|
|