Новые
Майк Моссесян и Ваагн Айрапетян в клубе Меццо
Ava Trio в клубе Алексея Козлова
ПРОЕКТ ДЖАЗ И ГЮМРИ: ТРИО ЛЕВОНА МАЛХАСЯНА
|
Интервью с Тиграном Амасяном Когда в городе появились афиши, извещающие о концертах пианиста Тиграна Амасяна, местные любители джаза начали довольно улыбаться. А когда выяснилось, что с ним будет играть в одном концерте знаменитый тунисский исполнитель на уде и вокалист Дафер Юсеф, любители джаза возликовали уже в "полный голос". Действительно, приезда и выступления на родине 22-двухлетнего пианиста ждали давно. Все были раздосадованы, когда организаторы не смогли привезти его на мероприятия, посвященные юбилею армянского джаза в прошлом году. И вот наконец предоставилась возможность услышать этого уже всемирно известного музыканта в рамках ереванского Open Music Festival. "ГА" много писал об этом музыканте. А вот второго гостя фестиваля мало кто из ереванцев знал до этого, и тем приятнее оказалась первая встреча. Выходец из маленькой рыбацкой деревеньки, один из семи детей в семье, Юсеф с самого детства хотел петь и играть. Но об уроках музыки, а тем более о покупке настоящего инструмента в бедной семье не могло быть и речи. И тогда маленький Дафер изготовил свой первый уд из подручных материалов. Нетрудно представить, как звучал этот инструмент, но мальчик был счастлив... У Дафера очень рано проявился прекрасный голос, и он начал зарабатывать на жизнь выступлениями на свадьбах и очень скоро смог купить себе профессиональный инструмент. Уд и вокал стали его спутниками на всю жизнь. Когда ему исполнилось 19, он уезжает в Европу и оседает в Вене. Там ему пришлось начинать все с нуля - мыть посуду, машины, окна. Там же он встретился со скрипачом Тони Бургером, который очень помог молодому человеку в профессиональном плане. Экзотическое звучание восточного инструмента, удивительно красивый голос ввели Дафера в самые верхние эшелоны европейского музыкального общества. Он начинает играть с корифеями самых разных жанров, но его всегда влекла свобода импровизационной музыки, так что не случайно он скоро оказывается в стане джазовых музыкантов. При этом он себя джазменом не считает и собственно джаз, в общем-то, не играет. Тигран Амасян и Дафер Юсеф впервые встретились год назад на фестивале в Европе и с тех пор уже несколько раз выступали вместе. И вот в очередной раз встретились в Ереване. Кроме совместного благотворительного концерта и программы "Тигран Амасян и друзья", в которой приняли участие наши лучшие джазмены, музыканты еще отыграли часовой концерт в "Акустик кафе" радиостанции СИТИ-FM 106,0 с прямой трансляцией в радиоэфире. Концерт этот вызвал большой интерес своим форматом, свободой и уютной атмосферой. Достаточно сказать, что его своим присутствием почтил маэстро Карабекян. В ходе концерта стало ясно, почему колосс джаза - пианист и композитор Хэрби Хэнкок после очередного выступления Тиграна на фестивале, выйдя на сцену, обнял его и назвал "своим нынешним учителем" (есть видеозапись этого выступления и заявления Хэнкока, и кто не верит, может обратиться к автору за доказательством). Симбиоз такой энергетики, такой экспрессии, такой фантазии, новизны мышления и, наконец, такой техники в одном исполнителе встречается не часто. Игра Тиграна буквально приковывает к стулу и заставляет слушать не шевелясь. - Я с самого детства любил рок. Слушал все подряд. Потом пришла любовь к джазу, и рок на время был забыт. Но в последнее время я вновь возвращаюсь к нему и пытаюсь в своей музыке синтезировать джаз с тяжелым роком. В роке есть особая энергетика и она меня притягивает. В таком же стиле и духе сделан мой третий альбом. Там звучание рока чувствуется особо сильно, несмотря на материал (в альбоме сильно влияние армянского фольклора. - А.М.). К сожалению, у меня пока нет записей с армянскими джазменами. На моих альбомах играет дудукист Вардан Григорян. Но чистых джазменов пока нет. Дело в том, что, как мне кажется, здесь у наших ребят маловато информации о том, что происходит в мире джаза сегодня. Они ориентируются на традиционные приемы. А ведь в мире уже давно происходит много интересного, а главное - нетрадиционного. Джаз синтезируют с классикой, рэпом, роком, появляются какие-то неслыханные музыкальные конгломераты, которые на первый взгляд нежизнеспособны. Но в результате появляется такая интересная музыка, что просто диву даешься. Конечно, я тоже играю традиционный джаз и боп, но меня все больше тянет на нечто новое, неизведанное. Вот и сотрудничество с Дафером из-за таких экспериментов. Причем, как мне кажется, достаточно удачных. Я играю мой джаз, он играет и поет что-то свое, а в результате все довольны. Их совместное музицирование выглядело весьма любопытно. Начал выступление Тигран с обработок армянского фольклора. Они были исполнены в бешеном темпе, с большим драйвом и как-то залихватски. А потом появился Дафер с улыбкой на лице и с удом в руках. И вот под бешеные темпы Тиграна он начал что-то наигрывать на своем древнейшем инструменте и тихонько напевать. Потом голос его стал нарастать, подниматься все выше и выше, выделывая сложные рулады. И вот уже голос его звучит как сирена, он пробирает до костей, и ты постепенно впадаешь вместе с ним в транс. Так или приблизительно так пел знаменитый пакистанский вокальный виртуоз Нусрат Фатех Али Хан. Только "наш" Дафер еще и играл на уде. А потом вместе они исполнили парочку композиций, больше напоминающих нечто фанковое или роковое с уклоном в сторону джаза и нью-эйджа одновременно. - По-моему, люди устали от синтетической музыки и все больше хотят вернуться к своим национальным культурам, - говорит Дафер. - Поэтому сейчас такой взрыв интереса ко всему фольклорному. Посмотри, сейчас редко какой фестиваль, причем в любом жанре, обходится без того, чтобы не пригласить фольклорных музыкантов или хотя бы играющих в стиле уорлд-мюзик. Вот и я по большому счету всего лишь исполнитель нашей народной музыки. Но меня очень часто приглашают поиграть вместе исполнители разных жанров и разных стран. Народная музыка примитивная, но искренняя и поэтому доходит до сердца любого человека независимо от национальности. И мне кажется, что очень скоро фольклорная музыка вновь вернет себе утраченные позиции и займет доминирующее положение. - Конечно, я знаю Арто Тунчбояджяна. Причем знаю его лет, наверное, двадцать. Он великолепный музыкант, очень хороший и искренний человек. Собственно, и музыка у него такая, сразу берущая за душу и проникающая тебе в сердце. Он большой музыкант и мне доставило удовольствие играть с ним на одной сцене. Ну а ваш Тигран Амасян - это просто жемчужина мировой музыки. Я уверен, через пару лет он займет одно из первых мест в джазовом мире. - Где я живу? В мире. Весь мир - мой дом. Я живу там, где есть хорошие люди, где любят хорошую музыку, где понимают и ценят искусство. Я поменял несколько мест жительства. Даже хотел отправиться в Африку в поисках своих корней. Но затем понял, что Европа - это тоже моя родина. Тут такие же люди, с такими же проблемами и желаниями. В настоящее время я играю с музыкантами из Норвегии. Мы объездили много стран, записали альбом и, представьте, нас везде принимают одинаково хорошо, хотя они играют современный европейский электронный неоджаз, а я музыку моего народа. Нас прекрасно понимают в любой аудитории. А хочешь, открою маленький секрет? Я абсолютно не говорю по-норвежски, а мои музыканты, конечно же, не понимают по-арабски. Но мы прекрасно понимаем друг друга и хорошо ладим. А как же иначе? Ведь не может быть такого, чтобы один человек не понял другого. И не важно, музыкант он или дровосек, простой крестьянин или важный чиновник. Было бы желание и простое человеческое чувство выслушать и понять другого. Надо просто захотеть. Армен Манукян
Связанные материалы:
|
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
|
|