Первый раз я услышал его в популярной комедии американского режиссера Блейка Эдвардса "Знакомство вслепую" в 1987 году. И хотя на экране этот музыкант находился всего пару минут, не заметить его необычной манеры игры и поразительной техники было невозможно. Лишь через парочку лет у меня в коллекции появились его записи, и тогда я узнал, что музыканта зовут Стэнли Джордан.
СТЭНЛИ ДЖОРДАН, уроженец Чикаго, американский гитарист, одинаково хорошо играющий джаз, рок и классику, известен во всем мире благодаря своей уникальной технике игры на гитаре. Его манера игры принципиально отличается от общепринятой. Слушая Джордана, порой кажется, что играют два гитариста одновременно. Благодаря разработанной им технике игры, он способен исполнять одновременно и аккомпанемент, и быстрые сольные пассажи. Этот особый метод игры, когда обе руки извлекают звуки, находясь непосредственно на гитарном грифе, - тэппинг, Джордан отточил до невероятного уровня и сегодня является непрезойденным мастером в этой области гитарного искусства.
Вот уже который год Посольство США в Армении радует поклонников джаза концертами первоклассных американских музыкантов. Только за последние два года посольство привезло к нам замечательных музыкантов - Бобби Санабрия, Элвина Аткинсона, теперь вот ереванцы имели возможность слушать виртуоза Стэнли Джордана. На сей раз концерт был организован совместными усилиями посольства страны, подарившей миру джаз, и организацией "Армянский джаз-70" при посредничестве Минкульта РА.
За три дня пребывания Джордана в Ереване я слушал его игру вживую три вечера подряд на джэм-сейшене в клубе "Малхас", дома у Чрезвычайного и Полномочного Посла США в Армении и собственно на концерте в зале Оперного театра. А еще был и чрезвычайно интересный и полезный для наших музыкантов мастер-класс. И все три дня я поражался человеческим возможностям. Техника Джордана не просто уникальна, она фантастична! Он один играет за небольшой комбо - солирует, аккомпанирует, обыгрывает мелодию. Богатейшая фантазия, оригинальное музыкальное мышление и совершенно невероятная техника - вот что с первых же минут привлекает внимание слушателя. А еще он играет на фортепиано. Нет, не просто играет, как умеют многие. Он усаживается за клавиши и начинает играть на гитаре и фортепиано одновременно! Сначала, аккомпанируя себе левой рукой на фортепиано, он солировал правой на гитаре. Затем поменял "задачу" рукам - левой начал играть аккомпанемент на гитаре, а правой солировать на рояле. Зрелище умопомрачительное!
Играет он как джазовые стандарты, так и свои собственные композиции и даже классику. Его версия 21-го концерта Моцарта ввергла набитый до отказа зал оперы в шок - такого мы еще не слышали! Правда, некоторые американские критики поругивают гитариста за всеядность - он-де играет не чистый джаз, а увлекается его легкими, коммерческими формами. Не знаю. Но если даже и были некие элементы шоу в его программе, то уникальность исполнительской манеры с лихвой покрывала все остальное.
В первый же вечер Стэнли Джордан вместе со своим составом (Эдди Бараттини - ударные, Зирк Боннер - бас) принял участие в джэм-сейшене в клубе "Малхас". Армен Уснунц, Ваагн Айрапетян, Никогаес Варданян, Перч Нагапетян защищали честь армянского джаза. Так вот - не сойти мне с этого места, если наши ребята не задали жару американцам! По выражению их лиц в первые минуты музицирования было видно, что они поражены услышанным и явно не ожидали ничего подобного в "какой-то" Армении. А когда потом Джордан в превосходных степенях говорил о мастерстве армянских музыкантов, он явно не льстил.
На второй день в ходе радио-интервью Джордана на радио "СИТИ-ФМ" 160,0 мне посчастливилось встретиться с чудо-гитаристом.
- Вы были первым, кто начал использовать подобную технику игры на гитаре?
- Нет, не я ее изобрел. Когда только начинал играть на гитаре, мне тогда было лет 10-11, я случайно наткнулся на информацию о том, что в 50-х годах прошлого столетия два музыканта - Мэрл Тревис и Джимми Вебстер - создали такую технику. Я лишь усовершенствовал ее и развил. Так в мире очень мало кто играет...
- А вы знаете, что в России есть гитарист Энвер Измайлов, который тоже играет в этой манере?
- Я слушал его записи, но никогда не встречался. Было бы интересно познакомиться. Чем больше контактов у творческих людей, тем им легче развиваться. Один делает одно, второй - другое. Поговорить, поиграть, перенять друг у друга что-то интересное. Контакты - это всегда приятно и полезно.
- Ваша гитара явно сделана на заказ и уникальна. А можете ли вы так же здорово играть на обычной гитаре?
- Хотя гитара у меня и вправду заказная, но в ее конструкции нет ничего необычного. Она просто подогнана под меня. Я в принципе могу так же играть и на любой другой.
- Намечается ли продолжение вашей киношной карьеры?
- Как раз сейчас идут переговоры о моей новой роли в кино. К сожалению, я не могу сказать что-либо о своей роли. Скажу лишь, что там я тоже буду исполнять роль музыканта.
- Ваш последний альбом Nature of State получил очень хорошую прессу во всем мире. Представьте его, пожалуйста.
- Мне трудно говорить о музыке. Я записал то, что мне было интересно именно в тот момент, попытался выразить те чувства, мысли, которые волновали меня. Например, проблемы экологии, изменения климата на планете и, конечно, отношения людей друг к другу. В альбоме есть и произведения классиков, и чисто джазовые композиции, и произведения в стиле нью-эйдж. По-моему, получилось неплохо, главное - искренне.
- Вчера вы играли вместе с армянскими музыкантами. Каковы ваши впечатления?
- Самые хорошие. Очень высокий уровень. Признаться, я не ожидал услышать такого здесь. Особенно понравился пианист (речь о Ваагне Айрапетяне) и саксофонист (Армен Уснунц). Кстати, пианист показал мне уникальную фотографию, сделанную много лет назад. На ней изображены я, Ваагн и еще саксофонист Кларенс Джонсон (этот музыкант приезжал к нам в Ереван на фестиваль в 1998 году. - А.М.). Конечно, я его вспомнил - мы с ним играли в Америке лет десять назад. Клуб прекрасный, публика замечательная. Я очень доволен тем, что приехал. Постараюсь, нет - обещаю, что в скором времени приеду еще раз в Армению. (Кстати, довольно редкий случай - лидер американского трио в заключение своего концерта пригласил на сцену Ваагна Айрапетяна и вместе они исполнили бессмертный "Караван" Эллингтона.)
- А знаете ли вы кого-нибудь из американских джазменов армянского происхождения?
- В первую очередь это, конечно, барбанщик Пол Мотян. Хотя, если честно, до приезда сюда я не подозревал, что он армянин. Это великолепный музыкант, настоящая легенда джаза. А еще я сталкивался с великим продюсером Джорджем Авакяном. Мне даже посчастливилось играть в его честь, когда он получал награду "За достижения в области музыки в течение всей жизни". Он многое сделал для развития рока и джаза, не говоря уже о вкладе в звукозаписывающий бизнес.
- Я понимаю, что день-два - очень короткий срок, чтобы что-то увидеть и тем более составить полноценное мнение о городе, стране, людях. Но, может, что-то вам бросилось в глаза сразу?
- Если быть честным, то я поражен тем приемом, который мне здесь оказали, Все отлично организовано, очень теплое отношение к гостям. К сожалению, времени действительно очень мало, чтобы что-то толком увидеть. Зато у меня уже появилось яркое впечатление от вашей кухни - очень вкусно, экзотично и приготовлено явно от души. Про коньяк я и не говорю. И хотя пью я мало, но, поверь, отличить хороший коньяк от среднего могу.
Концерт трио Стэнли Джордана открыла госпожа посол США Мария Йованович, которая немного рассказала о творчестве музыканта и упомянула о том, что она и музыкант учились в одном университете. Но там никогда не встречались, а вот здесь, в Армении, через много лет встретились. "Это в очередной раз доказывает, что Армения - центр мира!" Зал встретил ее слова бурными аплодисментами.
Армен Манукян