Официальный сайт Мариам и Армена Мерабовых; группа \МИРАЙФ\

Официальный сайт Мариам и Армена Мерабовых; группа \МИРАЙФ\

Официальный сайт Мариам и Армена Мерабовых; группа \МИРАЙФ\

 

 

Новые
фотографии

 

"MIRAIF" - Erevan Music Week

 

Майк Моссесян и Ваагн Айрапетян в клубе Меццо

 

Ava Trio в клубе Алексея Козлова

 

ПРОЕКТ ДЖАЗ И ГЮМРИ: ТРИО ЛЕВОНА МАЛХАСЯНА

 

Армения - страна непрекращающегося джазового бума!

Джаз в Армении не просто джаз, а состояние души, если хотите, целый пласт городской  культуры. Джаз в Армении – это больше чем музыка, это стиль поведения, образ мыслей, естественно с неким восточным колоритом, но это все-таки джаз. Cейчас его играют, наверное, больше, чем годы назад.

Начиналось все в далеком 1938 году с джаз-оркестра Артемия Айвазяна. Ереванский джаз был первым на Кавказе. Потом уже были Баку, Тбилиси, Степанакерт с прекрасным джазменом Гарри Бархударовым. В 1956 году в оркестр пришел Константин Орбелян, при котором окрестр объездил почти весь мир.  Роберт Еолчян, Мартин Вартазарян, Аксель Бакунц, Симон Терян, Лола Хомянц, Татевик Оганесян, Армен Мартиросян  и много-много других – я называю имена навскидку. Это было время, когда мы охотились за дисками и доставали по любой цене Оскара Питерсона, Каунта Бейси... В 70-е годы джаз несколько уступил року, но как оказалось, всего лишь на время. Джаз-бэнд Армении под управлением Константина Орбеляна был одним из лучших в Союзе, и визитной карточкой оркестра был бессмертный «Караван» Дюка Эллингтона. В этом длинном и почетном ряду стоит и Левон Малхасян, в просторечии Малхас. И лучше всего о себе он сам и расскажет.

 ПРЯМАЯ РЕЧЬ

 - В Армении повсюду горы, а в горах барабаны. Мы остро чувствуем барабанный ритм. Ведь джаз родился в ритме африканских барабанов. А в остальном я не вижу особых отличий армянского джаза. Хотя, когда приходится играть где-нибудь за границей, меня сразу вычисляют как восточного пианиста. Сам удивляюсь, вроде никаких восточных сладостей я не делаю?

- Терпеть не могу, когда меня называются отцом армянского джаза. Я просто основал малые составы. Первый – в 1963 году в Брюсовском институте, где я учился, но ни дня в своей жизни не проработал филологом.

- Я всю жизнь провел в Ереване. Объездил более сорока стран, но всегда возвращался домой, какие бы заманчивые предложения мне там не делали. Я старый сторож - караулю свой город. Много народу отсюда уехало - кто в Штаты, кто в Европу, кто в Москву. Если я уеду, то кто останется? Здесь в "Поплавке"  уже семь лет я встречаю друзей со всего света. Это моя сторожевая будка. Я родился в Ереване. Наверное, самое важное, что я и живу в этом городе. Я живу и играю музыку. Я играю ту музыку, которая говорит то, что я хочу сказать, то, о чем я мечтаю, то, что я доверяю только своим ближайшим друзьям.

- У «Ереванского вальса» интересная история. Много лет назад мы сидели в "Поплавке" с моим приятелем Левоном Айрапетяном до четырех утра. Пили, разговаривали. И решили на посошок сыграть... Поднялись - поздно, расходиться пора. И вдруг в пустом зале появляются три фигуры. Один из "призраков" представляется режиссером, говорит, что снимает фильм про Ереван и уже год не может подобрать музыку. Это был Микаел Погосян. Потом просит сыграть еще раз тему, которую мы только что сочинили. Аранжировка оркестровка, говорит, это уже не ваше дело. Я сказал, что попробую. Наш режиссер все записал на обычный диктофон. Наша мелодия, и вправду, стала лейтмотивом фильма "Ереван-джан". Единственное, что я тогда попросил, чтобы меня не представляли в титрах как композитора. Какой из меня композитор? Я просто музыкант. У меня руки как у дальнобойщика, это разве руки пианиста?  Знаменитый боксер Борис Лагутин даже спросил, занимался ли я в молодости боксом или борьбой.

Левон Малхасян

Фото: Седрак Мкртчян

... В студенческие годы я ничем не отличался от многих джазовых фанов. А началось все с радиоэфира, с программы «Time for jazz», бессменным ведущим которой на протяжении почти 40 лет был известный джазовый комментатор и критикУиллис Канновер. Благодаря этой передаче я впервые услышал игру Оскара Питерсона. Игра великого пианиста меня потрясла. Так я серьезно и на всю жизнь «заболел» джазом. Питерсон оказал на меня как пианиста серьезное влияние,он — мой первый и единственный учитель, хотя об этом, естественно, не знает. В моей коллекции — около 130 виниловых дисков этого замечательного музыканта, которые я бережно собирал на протяжении многих лет.

...В 1963 году контрабасист Артур Абрамян, Армен Тутунджян-Чико (ударные) и я создали первый в Армении малый джазовый состав. Это трио, в котором, к слову, я был единственным непрофессиональным музыкантом, зародилось в стенах Брюсовского института. Спустя некоторое время трио Левона Малхасяна превратилось в квартет — к нам присоединился саксофонист Алик Захарян (сегодня он — один из ведущих московских джазменов). Этим составом мы и поехали в 1970 г. в Куйбышев, на 1-й Всесоюзный джаз-фестиваль. Это было первое выступление армянского малого джазового состава за пределами Армении. Но первый блин, как говорится, не вышел комом. Алик Захарян получил приз лучшего саксофониста фестиваля, я же поделил приз лучшего пианиста с музыкантом из Одессы Файнбойном. Спустя 2 года мы добились еще большего успеха, на этот раз на джазовом фестивале в Воронеже. Наш квартет подготовил всего одну композицию — шаракан VII века в джазовой обработке, запись которой, к сожалению, не сохранилась. Наша джазовая сюита удостоилась главного приза фестиваля. Это был действительно большой успех, тем более, что жюри возглавлял такой корифей джаза, как Анатолий Кролл. Наши успехи воодушевили других молодых армянских джазменов. Мы ведь были не единственными — в Армении было много талантливых джазменов, особенно пианистов: Давид Азарян, Арташес Карталян, Рубик Амирбекян, Котик Петросян, да всех и не перечислишь. Так с нашей легкой руки в Ереване появились многочисленные джазовые «островки» — так называемые комбо-составы: трио, квартеты, секстеты.

...Концертировали мы в те годы не часто — лет сорок назад джаз в Армении не был серьезно востребован.Чтобы как-то продержаться, играли в кабаках, ресторанах. Я совершенно не стесняюсь говорить об этом нашем кабацком периоде. Многие джазмены начинали так, да и джаз, собственно, родился в нью-орлеанских кабаках.

...Лет 25 назад в ресторане гостиницы «Ани» мы сыграли прекрасный джем-сэйшн с оркестром самого Би Би Кинга. А было это так. Мы отрабатывали нашу вечернюю программу. В это время в дверях ресторана появился Би Би Кинг  со своими ребятами (в дни ереванских гастролей музыканты проживали в гостинице «Ани»). Увидев нас, они вернулись в свои номера, принесли инструменты — кто гитару, кто тромбон, кто трубу — и без лишних слов подсели к нам. Это было потрясающе. Наш джем-сэйшн продлился более 4 часов.

...Первый в Армении джаз-фестиваль я организовал в 1985 г. Фестиваль был довольно представительный — в нем участвовали музыканты из 23 стран Союза. Кстати, этот фестиваль стал дебютом Сергея Манукяна — это я его откопал где-то в Прибалтике и пригласил в Ереван. А сегодня его называют «легендой российского джаза». Через год мы провели второй джаз-фестиваль — «Джазовая панорама-86». Так Ереван заявил о себе как о фестивальном городе, городе с джазовыми традициями. Затем наступила 10-летняя пауза, связанная с известными событиями — землетрясение, война. Джазовая жизнь в Ереване оживилась с появлением, вернее, вторым рождением любимого ереванцами «Поплавка». Гарегин Нушикян, президент ассоциации «Нушикян» (он и его брат Вачаган — истинные ценители джаза, они внесли серьезный вклад в организацию ереванских международных джаз-фестивалей 1998 и 2000 гг.), предложил мне работать в «Поплавке». Первое время я выступал один, затем постепенно стал приглашать других музыкантов — Ваага Айрапетяна, Чико, Карена Гасаряна. И- пошло-поехало.

....Убедившись в том, что джаз в Армении уже достаточно популярен, мы решили замахнуться на международный джаз-фестиваль. Фестиваль 1998 г. удался на славу. В нем участвовали великолепные музыканты из Нью-Орлеана, Франции, России, Грузии. «Гвоздем» же программы было выступление знаменитого состава «New York voices». После второго джаз-фестиваля 2000 г. международная фирма «Bohem music» включила Ереван в список городов, проводящих джаз-фестивали. Мы очень разборчивы в выборе участников фестиваля. Главное для нас сегодня — уже не география, а качество исполняемой музыки. Да пусть будет белый, но прилично играет «черный» джаз...

....Конечно, я жалею о том, что не имею музыкального образования. Это серьезный пробел. Классическое музыкальное образование позволило бы интереснее играть. Хотя я знаю многих американских джазменов, которые, не зная нот, творят чудеса. Импровизации невозможно научиться, здесь тебе никакая консерватория, никакие ноты не помогут. Другое дело, что ты, имея классическое музыкальное образование, можешь обогатить свою информацию, свою игру более интересными элементами, фрагментами, цитатами. Умение импровизировать должно быть от рождения — или оно есть, или его нет. Это дар свыше. Конечно, по нотам можно исполнить очень сложную джазовую пьесу, но потом ты остаешься наедине со своей философией, жизненным опытом, знанием инструмента...

Левон Малхасян

Фото: Седрак Мкртчян

Жизнь моя — сплошная импровизация, такая же скачкообразная, как джаз. Единственное, в чем я был и остаюсь последовательным — в пропаганде джаза, организации этого самого «поплавочного состояния». Статус, должности с их привилегиями никогда меня не прельщали — это все не для меня. Для музыканта, тем более джазмена, самое главное — свобода, свобода творить. Мне не раз предлагали какие-то там директорские посты, но я всегда отказывался. Моя свобода стоит гораздо дороже того, что мне время от времени предлагают.

Ну и последнее: он очень любит, когда ему дарят ручки, пластиковые пакеты. Очень любит долму с виноградными листьями – ее он может есть в любое время дня и ночи.  Любимый писатель – Сергей Довлатов. Из напитков признает только водку, все остальные - пренебрежительно называет «парфюмерией». Любит развлекать друзей афоризмами, шутками - все к месту, одномоментно. Кто еще может в пять утра сказать: «Ереванцы должны быть дома до того, как небо посветлеет». Или же летом, когда в «Поплавке» не то что сидеть, стоять негде – «тут как на таможне в Садахло». Поймет это только армянин и обязательно ереванец. А в его  джаз- клуб «Малхас» приходят и истинные ценители джаза и гости Еревана. Сам Малхас появляется поздно вечером и после полуночи нередко садиться за рояль...

«Левон Малхасян—представитель классического джаза, значение которого неповторимо и вечно в ряду наивысших достижений мировой культуры. В Малхасе удивительно сочетаются манеры добротного янки с истинным, без привкуса, ереванцем. Оскар Питерсон и наш любимый Арно - его божественные кумиры, а он сам в свою очередь стал кумиром нескольких поколений любителей джазовой музыки. Малхас удивительный импровизатор, он никогда не повторяется, покоряя нас. Лично для моей жизни (не претендую на всеобщее признание настоящего утверждения), Левон Малхасян - Минас в живописи, Параджанов в кинематографе, Сергей Довлатов в литературе», - Генрих Игитян.

Карине Тер-Саакян

 

 

 

Связанные материалы:

 

Левон Малхасян

 

"МЛАДШИЙ БРАТ" ДЖАЗ-КЛУБА "МАЛХАС"

 

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

 

Сюрпризы Маэстро

Арден Арапян

АРТАШЕС КАРТАЛЯН

Несин Ованесян

 

 

 

 

 

 

события исполнители деятели джаза клубы еревана история репортажи интервью форум фотографии контакты друзья
Current Position

© Все права защищены.