Новые
Майк Моссесян и Ваагн Айрапетян в клубе Меццо
Ava Trio в клубе Алексея Козлова
ПРОЕКТ ДЖАЗ И ГЮМРИ: ТРИО ЛЕВОНА МАЛХАСЯНА
|
BIG BAND - ЛУЧШАЯ ШКОЛА ДЛЯ МУЗЫКАНТА Коллектив исполнителей, обладающий новыми тембровыми и динамическими возможностями, новым уровнем эмоциональной выразительности, исполняющий мощную, красивую и ритмичную музыку - вот краткая характеристика хорошего джазового биг-бэнда. Такие большие оркестры утвердились в музыкальной жизни США, а затем постепенно и в других странах мира в середине 30-х годов прошлого столетия. До этого периода инструментальный джаз считался частью городской негритянской культуры и относился к музыке "низкого уровня". Лишь после феноменального успеха Бенни Гудмена и его оркестра в 1935 году искусство биг-бэндов было принято обществом. Конечно, и до Гудмена существовали замечательные оркестры. Так, в 20-е годы весьма творческим подходом отличались многие так называемые "цветные" оркестры - Дюка Эллингтона, Флетчера Хендерсона и других. Но они исполняли свою музыку в основном в танцевальных залах или ночных клубах. Потом появился оркестр Пола Уайтмена, который практически первым отказался от исполнения просто песен и стал использовать собственные, достаточно сложные аранжировки уже на сцене. Но настоящий расцвет эпохи биг-бэндов, его "эра" приходится на период 1935 - 1945 годы. Именно в этот период, в самом его начале и у нас в Армении последовали этой музыкальной моде - в 1938 году был создан Государственный джаз-оркестр Армении под руководством Артемия Айвазяна. Затем в 1956 году оркестр возглавил Константин Орбелян, и началось его триумфальное шествие по сценам страны и мира. К сожалению, после начала перестройки и наступления экономического и политического кризиса тот оркестр прекратил свое существование, но в 1997 г., уже в независимой Армении, он вновь возродился. Художественным руководителем и дирижером был назначен талантливый музыкант, композитор и аранжировщик Армен Мартиросян, а музыкальным руководителем - великолепный саксофонист и музыкант с большой буквы Армен Уснунц. За эти годы оркестр добился больших успехов, выступал в США, участвовал во всех крупных музыкальных мероприятиях республики, записал три сольных альбома. И вот новый поворот в судьбе оркестра - страну покидает Армен Мартиросян и на место художественного руководителя и дирижера приглашают Армена Уснунца. Несмотря на успешный творческий процесс и партнерство с Мартиросяном, Уснунц пять лет назад покинул оркестр - преподавал, активно музицировал в прекрасном этноджазовом секстете Time Report, создавал новые коллективы и вел за собой молодых музыкантов. И вот, когда место худрука оказалось вакантным, администрация оркестра пригласила его возглавить оркестр, и он вернулся в свой коллектив. Что это даст нашему оркестру, армянскому джазу и самому музыканту - вот эти вопросы мы и обсуждали с Арменом Уснунцем после очередного прекрасного выступления в клубе Центра искусств "Гафесчян". - Ты вернулся в оркестр. Что-то изменилось в твоей жизни, в жизни оркестра? Что тебя привело вновь сюда? - Прошло больше пяти лет, и, конечно же, у меня произошла некоторая переоценка ценностей, ситуации... Естественно, изменились и условия работы. А если честно, то я соскучился по этому большому музыкальному организму. Обстановка и атмосфера в бэнде несколько иная, чем, скажем, в квартете или даже комбо. Это не группа единомышленников и партнеров, как в маленьком ансамбле, а настоящий организм, где каждая мелочь, деталь имеют свое место и предназначение. Это действительно единый организм. И руководить им, быть его частицей доставляет большое удовольствие, настраивает на особый лад. - Когда ты пришел в коллектив в качестве художественного руководителя, что-то стал менять? - Не особенно. По крайней мере все музыканты остались на своих местах. Даже появились постоянные солисты, подающие большие надежды молодые девушки. Я лишь попытался изменить отношение музыкантов к исполняемой ими музыке, немного поднять ответственность. Что-то поменял в манере репетировать. Хотя на этот вопрос тебе, наверное, лучше ответят музыканты оркестра. Им должно быть виднее. - А какие виды на оркестр у нового руководителя? - Направление главного удара - это реализация того большого творческого, профессионального потенциала, который имеет оркестр сегодня. Для этого необходимо как можно больше выступать, причем всюду - на сборных концертах, сольных, принимать участие в разных фестивалях, организовывать гастроли, осуществлять записи. Это все добавляет музыкантам опыта, придает им больше уверенности в себе. В итоге выиграет оркестр: он будет лучше звучать. С этой целью мы планируем разные мероприятия. Сейчас они в стадии разработки, переговоров. Очень надеюсь, что результат будет внушительным. Правда, кое-кто настороженно относится к моим идеям... Но в любом случае уверен, они поняли, что у меня достаточно серьезные намерения и я сделаю все, чтобы их реализовать. Я очень рассчитываю на совместный труд всех музыкантов и профессионализм продюсера оркестра Артура Асатряна. - Многие ребята играют также в других музыкальных группах и ансамблях. Это не мешает их работе в оркестре?
- Я слышал несколько ваших новых программ. Сколько их уже создано за такой короткий период? - Много. В нашем репертуаре сейчас несколько полноценных самостоятельных программ. Это и классика армянского джаза, и джазовые стандарты, произведения классиков оркестрового джаза Дюка Эллингтона, Каунта Бейси, Бадди Рича, современных западных джазовых авторов. К новому году была подготовлена специальная и весьма оригинальная программа, состоящая из новогодних песенок в джазовой обработке. Стараемся чаще исполнять джазовые произведения армянских авторов. Кстати, существует большая проблема - вернуть молодым композиторам, аранжировщикам вкус к оркестровому мышлению, джазовому звучанию, чтобы они создавали новые произведения для больших оркестров. Биг-бэнд - это своеобразная школа высшего мастерства. Тут музыкант учится играть в коллективе, чувствовать плечо товарища и главное - слышать своего партнера. В оркестре актуален принцип: один за всех и все за одного. Это настоящая кузница молодых талантов.
Армен Манукян
Связанные материалы:
Праздник «Афро-американской истории США» и армянский джаз
|
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
|
|