Новые
Майк Моссесян и Ваагн Айрапетян в клубе Меццо
Ava Trio в клубе Алексея Козлова
ПРОЕКТ ДЖАЗ И ГЮМРИ: ТРИО ЛЕВОНА МАЛХАСЯНА
|
Джордж Авакян Джордж Авакян родился 15 марта 1919 года в Армавире (Россия), где была большая армянская община. Через пару лет семья переехала в Тбилиси, а когда Джорджи исполнилось 4 года – в Америку и обосновалась в Нью-Йорке. Джордж закончил школу, а затем Йельский университет. Еще в период учебы в университете, он начал работать на фирме «Columbia Records» - его обязанностью было разбирать архивы компании. Учась на последнем курсе университета в 1940 году, Авакян предложил фирме DECCA выпустить первый набор из 6 пластинок, содержащий записи чикагских музыкантов - «Chicago Jazz» - и снабженных написанной им специальной статьей. Сразу после выхода в свет этого, ставшим весьма популярным, набора на фирме «Columbia», он начинает издавать серию альбомов с переизданиями лучших записей джазовой истории – Hot Jazz Classics (эта серия дожила до появления в конце 40-х – начала 50-х формата долгоиграющих пластинок на 33,3 об\мин, которые впоследствии получили название «альбом»). В годы войны Джордж Авакян ушел на фронт рядовым солдатом. После войны он опять продолжает заниматься своим любимым делом – копаться в джазовых архивах фирмы «Columbia». Там же он выпустил «Историю джаза» - серию грампластинок с записями Луи Армстронга, Бесси Смит, Флетчера Хендерсона и Дюка Эллингтона. Эта серия постоянно расширялась и дополнялась, дожив до эры цифровой записи. Джордж Авакян был новатором и первопроходцем во многих вопросах развития и становления индустрии грамзаписи и шоу-бизнеса вообще. Пять из них достойны того, чтобы о них знали все. Он а) спродюсировал первый полноценный джазовый альбом (в нашем сегодняшнем понимании) в истории грамзаписи, б) продумал и создал первую тематическую серию дисков, в) был инициатором и активным сторонником введения в практику записи долгоиграющих пластинок, г) был ярым поборником записей «живых» концертов, которые под его руководством первая начала осуществлять «Columbia», д) благодаря более чем удачным записям, вернул к «жизни» карьеры Армстронга и Эллингтона. Именно Джордж Авакян помог Майлсу Дэвису и Киту Джарретту достичь тех успехов, благодаря которым их узнал весь мир. Олег Лундстрем, Джордж Авакян. Фото Hans Kumpf В 1963 году Авакян отходит от активной деятельности и с тех пор лишь время от времени занимается продюсированием отдельных проектов. Его родной брат Арам был кинорежиссером. Вдвоем с братом в 1959 году они сняли знаменитый фильм о фестивале в Ньюпорте – Jazz on a Summer’s Day. Олег Лундстрем, Бак Клейтон, Джордж Авакян В самом конце 2006 года Джордж Авакян получил получил французскую награду «Золотой Джанго» в номинации «Легенда джаза». Как пошутил на церемонии вручения этой престижнейшей европейской музыкальной награды председательствующий «Отныне Джорджа Авакяна можно считать не только отцом долгоиграющей пластинки, но и дедушкой лазерного диска». Джордж Авакян, Армен Манукян В настоящее время легендарный продюсер Джордж Авакян живет в Нью-Йорке вместе со своей семьей, занимается семейным бизнесом – коврами и заканчивает работу над книгой своих воспоминаний, которую пишет вот уже много лет. Армен Манукян
Легенда Джаза В лондонских кинотеатрах идет фильм "La vie en rose". Фильм с таким названием может быть только об Эдит Пиаф.
Мы встретились в Нью-Йорке, в маленьком французском ресторанчике где-то в глубинах Манхеттена. Джордж Авакян в Нью-Йорке. Август 2001 года.
А познакомились мы в Ереване, в октябре 1998 года, когда он приехал на презентацию нового CD Татевик Ованесян Datevik. Джордж является продюсером этого успешного проекта. После концерта Татевик Джордж улетел в Париж, но прошло две недели, и он вернулся в Ереван в качестве почетного гостя крупного джазового фестиваля «Ереван 98». В аэропорту его встречала группа организаторов фестиваля. Известный армянский джазмен Армен Тутунджян, «Чико», дал Джорджу белый лист бумаги и предложил написать список музыкантов, чьим продюсером он был. Джордж присел за какой-то столик и стал писать. Спустя некоторое время, он подошел к нам и сказал: «Этого вам достаточно». Мы посмотрели на результат его работы. Это были имена, написанные в два столбца. Всего, наверно, около сорока имен. Список начинался с Луи Армстронга. Вторым был Дюк Эллингтон. Потом Каунт Бейси. Вслед за ним – Майлс Дейвис. Чем дальше мы смотрели, тем выше поднимались наши брови. Лист был исписан именами звезд первой величины: Бил Эванс, Дэйв Брубек, Телониус Монк, Арт Тэйтум, Билли Холлидей… «Одну минуту, – сказал вдруг Джордж, – я забыл написать еще одно имя». Чико дал ему бумагу, и Джордж приписал в самом низу второй колонки: «Эдит Пиаф». «Вот теперь хорошо», – сказал Джордж. В ереванском аэропорту с членами группы The New York Voices. Автор фотографии -- Завен Хачикян.
После этого фестиваля прошло три года. Мы сидели в Нью-Йорке, и за ленчем Джордж рассказывал о первом турне Эдит Пиаф по США. Ничего особенно нового в его рассказе не было. К тому времени я уже знал, что первые гастроли Пиаф в Америке прошли далеко не так успешно, как ожидалось, и что через год она вернулась, чтобы покорить Штаты. Но напротив меня был непосредственный участник события, человек, продюсировавший Пиаф. Он рассказывал об одном из самых неудачных проектов своей карьеры: «Мы очень беспокоились, что американская публика не поймет, не примет ее искусства. И мы решили перевести несколько ее песен на английский и записать пластинку. Диск начинался с текста…» И Джордж тихонько запел: Hold me close and hold me fast Это была La vie en rose – одна из самых знаменитых песен Пиаф. «Но турне провалилось. Всего было куплено меньше ста экземпляров диска. Почти весь тираж был уничтожен. И представляете, сейчас практически не осталось оригиналов этого диска. Каким дураком я был тогда! Купил бы штук сто, и продавал бы сейчас каждый экземпляр с аукциона…» * * * После этой встречи прошло несколько лет. И узнав, что на Би-би-си находится одна из крупнейших в мире библиотек звукозаписи, я попробовал найти этот диск Пиаф. Мне принесли CD, на котором Пиаф пела свои знаменитые песни в совершенно не свойственной ей манере. Песни были аранжированы в слащавой голливудской манере, оркестр звучал так, будто La vie en rose – песня из фильма о спящей царевне. И драматичность голоса Пиаф терялась в слащавости скрипок. Встреча с Джорджем была одной из тех, в ходе которых я жалел, что мы просто беседуем, что я не могу включить диктофон. И с каким удовольствием бы я провел с Джорджем несколько недель, записывая его рассказы о детстве в Армавире, переезде в США, работе со звездами, о том, как ему дали орден Ленина… Он удивительный рассказчик. Марк Григорян |
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
|
|